О "Курске"

Перейти к контенту

Главное меню:

Sunday, 21 January 1900 00:00





























































































12 августа 2000 года

    Всех потрясло то, что случилось с российской ударной атомной подводной лодкой 949 проекта "Курск". Тяжело было представить, что такой современный корабль могла постичь такая участь. Тяжело когда погибают люди, но еще тяжелее, когда погибают те, кого знаешь. Будучи в заводе, города Северодвинск, мне не раз приходилось вместе с офицерами БЧ-5 быть на докладах у начальства, а ведь ничто так не сближает людей как совместное получение "фитилей" и "пистонов".

    Почему случается так, что наши современные корабли тонут. 1989 год Норвежское море К-278 "Комсомолец", единственный в мире боевой корабль способный находится на глубине 1000 м. 2000 год Баренцево море К-141 "Курск" затонул на глубине 107 метров со всем экипажем. Я не стану вспоминать К-8 в Бискайском заливе и К-219 покоящуюся севернее Бермудских островов. Как с "Комсомольцем"", так и с "Курском" причина гибели до конца не выяснена. Но если "Комсомолец" лежит на глубине около 1700 м возле берегов Норвегии, то "Курск" лежит на глубине 107 м на расстоянии 85 миль от Мурманска.

        Многие задают вопросы: можно ли было кого-нибудь спасти, и что все-таки могло произойти. Даже из той информации, которая была передана средствами массовой информации, в первые часы после гибели АПЛ было понятно, что спасти кого-нибудь очень мало шансов (к тому времени в живых просто уже никого не было).

       Конструктивно, как у атомных, так и у дизельных подводных лодок имеются три отсека живучести. Это те отсеки, через которые можно выйти с прочного корпуса. Как правило, это носовой отсек, отсек в котором находится центральный пост (ЦП) и кормовой отсек. На "Курске" это был соответственно первый отсек, второй и девятый. В первом и девятом отсеках имеются аварийные буи и шлюзовые люки. Во втором отсеке находится всплывающая камера, рассчитанная на эвакуацию всего экипажа. Через шлюзовые люки можно покидать затонувшую ПЛ как методом шлюзования по одному человеку по буйрепу (идеальный случай),так и методом свободного всплытия. При невозможности покинуть ПЛ методом шлюзования можно покидать ПЛ методом затопления отсека и созданием воздушной подушки при помощи тубуса. При возникновении не штатной ситуации способной привести к гибели ПЛ, принимается решение всплыть в надводное положение и передается сигнал бедствия (кое-что я не стану уточнять). Если ПЛ затонула, то отстреливаются аварийные буи или первого отсека, или последнего для того, чтобы определить место затонувшей ПЛ и установить с ней связь. Этого ничего сделано не было. Сигналы не поступали (это подтверждено акустиками с американской ПЛ находившейся не далеко от полигона), всплывающей камерой не воспользовались. Это говорит о том, что в Центральном Посту некому было воспользоваться ни всплывающей камерой, ни передать сигнал бедствия. Значит уже второй отсек недоступен для личного состава ПЛ. Не был выпущен аварийный буй первого отсека и не были предприняты попытки эвакуации через люк первого отсека, значит некому было. То есть в результате взрыва погиб сразу весь личный состав находившийся в носовом блоке. Сейсмической станцией было зафиксировано два взрыва, первый слабый и через несколько секунд (примерно 145 секунд) очень мощный. Записи сейсмограммы можно посмотреть на http://www.geo.arizona.edu/geophysic/faculty/wallace/RUSSIANSUB/

        Что могло произойти? Выдвигалось много версий, от столкновения с миной времен второй мировой войны, столкновения с другой ПЛ, торпедная дуэль, столкновение с НЛО. Самая удачная версия для российского правительства это столкновение с субмариной вероятного противника. Но учитывая массу и скорость "Курска" он должен был столкнуться с ПЛ примерно такой же массы, чтоб получить подобные разрушения. Значит, должна была пострадать и вторая ПЛ. Тогда возникает вопрос - где она? Ушла? Как? Это все равно, что мотоциклист врежется в КАМАЗ, КАМАЗ перевернется, а мотоциклист уедет.

        Предположение, столкновения с миной времен второй мировой войны также нелепо, так как эти корабли рассчитаны для ведения ядерной войны, и столкновение с миной, также как и торпедная дуэль, не могли причинить такие разрушения.

      Эти корабли проектировались для ведения ядерной войны и рассчитаны на то, чтобы выдерживать ударную волну от ядерного взрыва, но не на взрыв внутри прочного корпуса. Только это может объяснить мгновенную гибель корабля. Многие военно-морские начальники пытались убеждать, что от удара стеллажные торпеды не могли сдетонировать, я помню это, еще с курсантских времен. Но, как говорил Ж. Кьюри: "Чем практика дальше от теории, тем она ближе к Нобелевской премии". Это к тому, что при вторичном исследовании АПЛ "Комсомолец" было установлено, что при ударе о грунт, произошел взрыв одной торпеды с обычным боезарядом. Но скорее всего взрыв произошел не от столкновения, это очевидно, так как ПЛ готовилась к всплытию. Были подняты выдвижные устройства, но не из-за положения рулей глубины (некоторые ссылались на положение рулей по фотографии ПЛ). Рули глубины сделаны так, что в случае утечки рулевой гидравлики они переходят в среднее положение и чтоб они самостоятельно не перешли в положение "на всплытие", их вес компенсируется мощными прессами. Положение рулей "на всплытие" не говорит о том, что они действительно находились в этом положении. В результате взрыва были разрушены пресса рулей и они под собственным весом перешли в положение "на всплытие". О том, что они всплывали можно судить только по выдвижным устройствам. Скорее всего, взрыв произошел в момент всплытия, когда ПЛ находится в самом неустойчивом состоянии. ( На диаграмме непотопляемости такое положение называется "горлышко").

        Что же могло взорваться? В первые дни аварии, когда и командование ВМФ, и правительство были в шоковом состоянии и не наложили табу на информацию, проскочила информация о якобы имеющейся на борту "Курска" какой-то "нештатной" торпеды и гражданских специалистов с "Дагдизель". Потом от этой информации пытались нас увести в сторону самыми нелепыми версиями.

        Теперь немного об этой "нештатной" торпеде. Будучи курсантом Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища, я помню, как у нас на гидролотке испытывали обводку корпуса новой торпеды. Она была настолько засекречена, что страшно было даже шепотом произносить ее название. Тогда уже говорили, что это уникальная торпеда, которая под водой не плывет как обычные торпеды, а летит в газопузырьковой среде, практически не испытывая сопротивления, как обычная ракета в воздухе. Но тогда только разрабатывали корпус этой торпеды. Затем о ней я услышал уже, будучи старшим лейтенантом. На одном из многоцелевых кораблей испытывали эту торпеду, вернее реактивный двигатель. Но при выстреле торпеда с торпедного аппарата не вышла. И вообще двигатель был неудачный, авиация и ракетостроение от него отказались. Не буду останавливаться на технических подробностях, так как они не всякому интересны. Компонент ракетного топлива, применяемого в этой торпеде, является очень агрессивным и горит с выделением очень большой температуры. Эти торпеды предназначались для кораблей третьего поколения и вряд ли можно назвать их нештатными.

        Что же могло произойти, и что произошло?

        Что же могло произойти. Из собственного опыта и из той информации, которая была мне доступна, я предполагаю, что произошли проблемы с "нештатной" торпедой, и командир принял решение на сброс аварийного изделия (он имеет на это право, по приходу в базу он бы отчитался). Но авария с изделием приобрела лавинообразный характер. Возможно, возник объемный пожар, в результате которого, произошел взрыв боевого отделения торпеды, которая находилась в торпедном аппарате. Это привело к ухудшению обстановки в первом отсеке, возможно произошла частичная разгерметизация торпедного аппарата и поступлению забортной воды в отсек. За счет горения торпедного топлива резко увеличилась температура в торпедном отсеке (по предварительным расчетам она могла достигнуть 1500-1700 градусов по Цельсию), произошел сильный прогрев находящегося в "обойме" торпедного запаса, и, судя из сейсмограммы, через 145 секунд произошел взрыв всего торпедного запаса.

        Что произошло. В результате взрыва произошла значительная разгерметизация прочного корпуса в районе первого отсека и взрывной волной снесло переборку между первым и вторым отсеком, вырвало люк в сплывающей камере, значительно разрушило переборки между третьем и четвертым отсеками, так как межотсечные переборки рассчитаны на давление 10 кг/ссм2. Поэтому личный состав этих отсеков погиб мгновенно. Через разрушения в прочном корпусе и сорванный люк спасательной камеры, в прочный корпус стала поступать забортная вода, что повлекло за собой возгорание силовых кабельных трасс и электрооборудования в кормовых энергетических отсеках и ухудшением газового состава воздуха. Поступившая в носовые отсеки забортная вода нарушила дифферентовку ПЛ и она с большим дифферентом на нос пошла ко дну. ПЛ нельзя дифферентовать более чем на 45 градусов так как это приводит к срыву с мест основного оборудования, таких как например; главные турбозубчатые агрегаты, автономные турбогенераторы, турбонасосы и т. д., я не говорю уже о ящиках с ЗИПом. Такое могло случится и с "Курском". С большим дифферентом на нос (близким к 45 градусам) он ударился о дно. Или в результате большого дифферента, или в результате сильного удара с дифферентом о скальный грунт произошел срыв оборудования со штатного места, это привело к гибели и травматизму части личного состава находившегося в кормовых отсеках. Все это произошло очень быстро, при отсутствии основного освещения (реакторы заглушились автоматически по прохождению аварийного сигнала, а аккумуляторные ямы находятся в первых отсеках), при локальных пожарах и ухудшенном газовом составе воздуха. В результате срыва главных турбозубчатых агрегатов произошло смещение линии валов (главные упорные подшипники способны выдержать нагрузку если она увеличивается плавно, но не ударную нагрузку), из-за смещения линии вала произошло разуплотнение дейдвудных сальников, через которые забортная вода стала поступать в девятый отсек. Из затопленных носовых отсеков, через нарушенные в результате взрыва уплотнения, стала поступать забортная вода в уцелевшие отсеки. В таких условиях выполнять первичные мероприятия по герметизации отсека, раненым и ослабевшим в результате переохлаждения и отравления членам экипажа, было затруднительно. Переохлаждение и отравление продуктами горения привело к гибели личного состава кормовых отсеков, о чем свидетельствует предсмертная записка командира турбинной группы.

        Только уже после поднятия и постановки ее в док прояснились причины гибели людей в кормовом отсеке.

        Кормовой отсек маленький по объему. А в нем был личный состав этого отсека и смежного. При переходе личного состава смежного отсека в отсек попали отравляющие вещества возникающие в следствии пожара. Из-за этого газовый состав воздуха был плохой, из-зв удара о дно и смещение линий валов гребных винтов через дейдвудные сальники в отсек постоянно поступала вода в перемешку с маслом. Кислород в отсеке заканчивался дышать было трудно. Командиром отсека было принято решение для увеличения кислорода в отсеке установить аварийное средство регенерации воздуха. Это пластина В-64 способна вырабатывать кислород. А все что вырабатывает кислород маслоопасно. При соприкосновении с маслянистой средой пластина В-64 горит очень сильно и выжигает кислород. Пластины В-64 хранятся в запаянном герметичном ящике.


        Два мичмана начали снаряжать РДУ (регенерационная двухярусная установка). И может от переохлаждения или плохой видимости одна из пластин выпала из рук и упала на палубу в воду с маслом. Возник сильный пожар. Один из мичманов упал на пластину стараясь потушить пожар. Но это не помогло кислород выгорел моментально. В кормовом отсеке погибли все и сразу. И это все случилось за 6-8 часов до того как ПЛ обнаружили..
 
Главная | Фотоальбомы | Курcантский блокнот | О "Курске" | Подводные катастрофы | Ядерные аварии в ВМФ | Гостевая книга | Главная Карта Сайта
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню